Обзор итогов XI Забайкальских педагогических чтений
Взаимодействие семьи и образования: актуальные проблемы, конструктивные научные идеи и эффективные педагогические практики:
обзор итогов XI Забайкальских педагогических чтений
«Семья — это не просто основа государства
и общества, это духовное явление,
основа нравственности»
. В.В. Путин
23 апреля 2024 года на базе ЗабГУ по инициативе РОО ЗабПО, Института развития образования Забайкальского края, кафедр педагогики и теории и методики дошкольного и начального образования Забайкальского университета проведена Всероссийская научно-практическая конференция «XI Забайкальские краевые педагогические чтения «Взаимодействие семьи и образования: актуальные проблемы, конструктивные научные идеи и эффективные педагогические практики». Конференция была посвящена Году семьи в Российской Федерации.
В работе XI Забайкальских педагогических чтений приняли участие свыше 250 человек из 19 территорий Забайкальского края, представлено 100 докладов и сообщений (в т.ч. 63 доклада — в очном формате).
Участников конференции приветствовали ректор ЗабГУ О.О. Мартыненко, ректор ИРО Забайкальского края» В.В. Гарднер. Они отметили актуальность тематики педагогических чтений, роль семьи в жизни человека, пожелали продуктивной работы, новых научных идей, обмена лучшими практиками и опытом семейного воспитания детей и молодежи.
На пленарном заседании рассмотрены доклады Г.И. Зимирева, канд. социол. наук, гл.спец-та комитета образования г.Читы, доцента кафедры управления ИРО Забайкальского края, Н.М. Шибановой, канд. пед. наук, доцента кафедры ТМДНО ЗабГУ, О.Б. Истоминой, д-ра филос.наук, зав. кафедрой СЭД Иркутского госуниверситета, Л.А. Бордонской, д-ра пед. наук, профессора кафедры физики ЗабГУ, И.А. Грешиловой И.А., канд. философ. наук, директора филиала РОЗ в Забайкальском крае, Л.В. Краус, зам. директора по воспитательной работе СОШ №47 г. Читы, О.Н. Матыскиной, учителя нач. классов СОШ №27 г. Читы.
Г.И. Зимирев отметил, что в отечественной педагогике накоплен определенный опыт решения проблем взаимодействия участников образовательных отношений, семьи и школы. Эти традиции были заложены в педагогических сочинениях для родителей Богдановича И.Ф., Жуковского В.А., Куницына А.П. В работах Иорданского Н.Н., Крупской Н.К., Макаренко А.С., Шацкого С.Т., Шульгина В.Н. взаимодействие родителей и педагогов рассматривалось в качестве необходимого условия успешной социализации подрастающего поколения. В РФ законодательно закреплена необходимость оказания помощи и поддержки семей, материнства, отцовства и детства. В «Стратегии развития воспитания В РФ на период до 2025 года» определены приоритеты государственной политики в сфере воспитания детей, одним из которых является развитие высоконравственной личности на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей, кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания… с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России. Отмечена необходимость развития модели партнерства и взаимодействия институтов образования и современной семьи. По мнению докладчика, она может состоять из четырех компонентов: просветительской работы среди родителей (законных представителей), службы примирения родителей и подростков с участием специалистов, вовлеченности родителей в образовательную деятельность как формы социальной коммуникации и развитие реальной системы государственно-общественного управления в интересах всех участников образовательных отношений.