Аналитический отчет о работе секции «Профилактика деструктивного поведения»
На современном этапе развития общества, наряду с позитивными изменениями, протекают процессы, характеризующие негативными тенденциями: социальное расслоение, изменение социальных ролей, повышенная конфликтность и нестабильность семейных отношений, изменение ценностной структуры молодежи и т.д.
С учетом вышеизложенного, стоит отметить и неуспешную социализацию молодого поколения, проявление ими различных форм деструктивного поведения. Особенно остро эта проблема стоит среди подрастающего поколения Забайкальского края.
Поэтому на сегодняшний день профилактика деструктивного поведения остается актуальной и дискуссионной.
В рамках работы юбилейной ассоциации педагогов-психологов деятельность одной из площадок «Психологическое ассорти» была посвящена актуализации и систематизации форм профилактической работы специалистов психолого-педагогического сопровождения в молодежной среде.
К работе на площадке были привлечены не только педагоги-психологи средних образовательных учреждений, но и специалисты ДОУ.
Участникам площадки предлагалось разделиться на три подгруппы по следующим ролям: «Классный руководитель», «Социальный педагог» и «Педагог — психолог». В начале работы участникам просмотрели социальный ролик, в котором явно прослеживался один из видов деструктивного поведения, а именно делинквентное поведение, нарушающее социальные -правовые нормы общества. После просмотра участникам необходимо было определить виды деструктивного поведения, а затем наметить формы профилактической работы, в соответствии с выбранной социальной ролью.
В групповом обсуждении участники секции предлагали различные формы профилактической работы как с самими подростками, так с семьей, и с социальной средой в целом. В помощь участниками были разработаны памятки, раскрывающие понятийный аппарат: виды и проявления деструктивного поведения.
Модераторами секции были: Лазарева Ксения Александровна, педагог-психолог, МБОУ СОШ №26; Дубровина Инна Валерьевна, педагог-психолог, МБОУ СОШ №19; Попова Екатерина Павловна, педагог-психолог, МБОУ СОШ №35.
Участниками были выделены из сюжета ролика разные виды деструктивного поведения от фанатического поведения до аддиктивного поведения. Варианты профилактической работы были разнообразны, но затруднения возникли у групп с ролью социальных педагогов, так как это новый вид деятельности, который отличается от их привычной работы . Не смотря на трудности, группы успешно справились с поставленной задачей, ими были предложены следующие формы работы: наблюдение за школьным коллективом, межведомственное взаимодействие, сбор информации из социального паспорта, патронаж семей.
В группах с ролью “классный руководитель” такой трудности не было замечено, мы думаем это сопряжено с тем, что многие специалисты — психологи имеют подобный опыт работы т.к. действуют в прямой взаимосвязи с классным руководителем.
В этой группе предложили следующие формы работы: создание благоприятного климата в классном коллективе,проведение социометрии, наблюдение, индивидуальные беседы, организация внеурочной деятельности, родительские собрания, классные часы, индивидуальные беседы с родителями.
В группе психологов так же возникали трудности, связанные с тем с тем, что часть психологов работали в детском саду и имели опыт работы лишь с детьми дошкольного возраста, а в ролике, по сюжету которого велась работа, нам был дан возраст от 9 до 17 лет. Однако профессиональный опыт педагогов-психологов способствовал тому, что участники группы справились с поставленной задачей и предложили следующие формы работы: проведение диагностических мероприятий, направленных на определение уровня агрессии и уровня тревожности, а также методики направленные на выявление детско-родительских отношений; тренинги личностного роста, лектории для родителей. разработка буклетов и памяток, оформление информационных стендов, посещение родительских собраний и классных часов, индивидуальные и групповые консультации, коррекционно -развивающая работа, наблюдение.
Так же каждой группе было предложено использовать в своей работе информацию с сайта «Навигатор профилактики», https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour . Данный сайт был разработан коллективом специалистов факультета Юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи МГППУ для педагогов, классных руководителей и других специалистов образовательных организаций разработаны памятки по различным видам девиантного поведения и алгоритмы действий — «Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся».
Стоит отметить, что все без исключения участники делали акцент на необходимости комплексного сопровождения подростка и семьи, всеми специалистами, то есть необходимость и эффективность работы в команде, «сообща». Причем, на наш взгляд, звеном, которое бы объединяло всю команду является педагог-психолог, как своеобразный штурман, направляющий деятельность всех специалистов по нужному курсу. Педагог-психолог, как никто другой понимает механизмы формирования деструктивного поведения, их особенности и виды, а также пути своевременной профилактики с опорой на актуальные ресурсы подростка, семьи, социума.
Материалы работы секции:
Существуют различные формы психопрофилактической работы
Oh my goodness! Awesome article dude! Thsnk you, However I am experiencing troubles with your RSS.
I don’t know why I can’t join it. Is there anybody else getting identical
RSS problems? Anyone who knows the answer will you kinndly respond?
Thanks!! https://66bb4c96e165c.site123.me/
Азартные игры могут быть интересным способом провести время, но важно подходить к ним ответственно. Главное – установить для себя четкие границы и не рисковать больше, чем можно разрешить. Такие развлечения могут доставлять удовольствие, если играть с умом и не терять самоконтроль. Также следует помнить, что это, в первую очередь, развлечение, а не способ заработка.