Работа секции «Практики патриотического воспитания в образовательных организациях»
25 марта 2025г. в рамках Всероссийской научно-практической конференции «XII Забайкальские педагогические чтения «Героико-патриотическое воспитание: опыт, методика, теория. История и современность», посвященные 80-летию Великой Победы» организована работа секции «Практики патриотического воспитания в образовательных организациях»
.
Модераторы: Порш Л.А., канд. философ.наук, доцент кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента ИРО Забайкальского края; Бояркина М.В., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ЗабГУ; Степанова Н.В., канд. пед. наук, доцент кафедры воспитания и дополнительного образования ИРО Забайкальского края;Филиппова Е.И., и.о. преподавателя кафедры воспитания и дополнительного образования ИРО Забайкальского края.
В программу секции включены сообщения, доклады педагогов школ Забайкальского края (11 чел., из них 5 выступления в режиме «онлайн»), а также преподавателей ГАПОУ «Читинский педагогический колледж» (2 чел.) по указанной проблематике всего 13 чел.
Участники секции представили различные форматы организации патриотической работы с участием детей, родителей, учреждений, предприятий, общественных организаций, являющихся социальными партнерами образовательных организаций.
Так, Н.А. Андреева, инструктор по физической культуре, Т.В. Иванова, старший воспитатель МБДОУ «Вершино-Дарасунский детский сад №2» рассказали о формировании патриотических чувств дошкольников в условиях реализации проекта «Юнармейцы маленькой страны». Мероприятиями проекта являются разработка и реализация краткосрочных программ «Мы будущее России»; «Юные патриоты».
Многообразную (учебно-исследовательскую, проектную, творческую), системную работу по патриотическому воспитанию проводят учителя начальных классов.
Ю.А. Шмыкова, (МОУ Вершино-Дарасунская СОШ). представила педагогическую практику по воспитанию юного патриота. посредством знакомства детей с культурным наследием в виде произведений устного народного творчества (частушки, загадки, сказки); анализа произведений писателей, раскрытие нравственного потенциала прочитанных книг (сопереживание, оценка поступков, соотношение с нравственными ценностями).
Н.М. Переверзева, учитель начальных классов МОУ «Трубачевская основная общеобразовательная школа» использует технологии музейной педагогики. Музей, по мнению педагога, «оправдывает себя», когда он становится организатором патриотической работы: помогает открыть для обучающихся события школы и поселения в свете исторических событий.
И. В. Гармаш, учитель начальных классов МОУ СОШ№1 ЗАТО пос. Горный эмоционально, убедительно доказала коллегам судьбоносную значимость военно-патриотического движения «Юнармия» в деле воспитания детей, молодежи; в развитии у обучающихся навыков организационной работы, самодисциплины и ответственности.
Е.В. Антоновская, социальный педагог, Т. Л. Соснина, зам. директора по воспитательной работе начальной общеобразовательной школы №3 г. Балея, в выступлении, особо подчеркнули приоритетность направления «патриотическое воспитание» как компонента рабочей программы воспитания школы. Логичность учебных занятий, тематических мероприятий, акций обеспечивают преемственность работы школы со всеми школами города и способствуют успешной социализации выпускников в ученических коллективах других образовательных организаций.
Учителя учебных предметов сообщили участникам секции о практических подходах в организации патриотического воспитания в урочной, внеурочной деятельности, процессе проведения классных часов на основе интеграции с мероприятиями детских общественных движений «Юнармия», «Движение первых», «Орлята России»
Для А.В. Козырева, учителя истории МБОУ СОШ №38 г. Читы, музей Боевой Славы, функционирующий в школе более 20 лет, стал инструментом мотивации обучающихся к участию в учебно-исследовательской, проектной деятельности и одновременно способом повышения имиджа образовательной организации на региональном, межрегиональном, федеральном уровнях.
С.Л. Павлова, учитель английского языка МБОУ СОШ №42 г. Читы, показала результаты работы, совместной с детьми, по созданию цифровой коллекции фотографий участников Великой Отечественной войны с использованием инновационных технологий (нейросетей). Это помогает обучающимся не только сохранять, но и создавать «моменты истории».
Ю.О. Просянникова, учитель технологии МОУ СОШ №1 ЗАТО пос. Горный. поделилась опытом создания команды «Хранителей Истории «Честь имею!». Активное участие в мероприятиях членов команды основной фактор понимания исторической правды, взаимодействия со сверстниками, обмена знаниями и умениями.
Л.С.Резанова, учитель русского языка и литературы МОУ «Газимуро-Заводская СОШ», является руководителем редакционной коллегии школьной газеты «Пламя». Участие обучающихся в коллективной работе по подготовке выпуска газеты способствует формированию активной гражданской позиции, чувств ответственности и гордости за свою школу и страну.
А.А. Сморыгина, главный специалист отдела по образованию ЗАТО п. Горный представила основные направления деятельности отряда «Юнармия», нацеленного на воспитание нового поколения патриотов. За 2024 год произошло увеличение количества выпускников, желающих поступить в высшие военные учебные заведения, а также снижение количества несовершеннолетних (на 96 чел), состоящих на различных видах профилактического учёта.
Е.Н. Бадмаева, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ СОШ №6 г.Краснокаменска, в сообщении, сделала акцент на формировании ценностей обучающихся –кадетов. Ежегодно в школе создаются кадетские классы. Совместно с сотрудниками МЧС, Пожарной части, специалистами по обеспечению безопасности, изучаются требования о соблюдении кадетами дисциплины, внутреннего порядка и правил личной гигиены.
А.М. Шерстнева, педагог-библиотекарь СОШ № 10 г. Хилка руководит детским объединением «Телешкола», в котором занимаются 24 человека. Программа данного объединения (проект «Школа будущего гражданина России»). включает гражданское, духовно – нравственное, патриотическое воспитание. Учащиеся учатся разрабатывать сценарии мероприятий, монтировать небольшие фильмы, осуществлять съемку интересных эпизодов из жизни школьников и учителей.
Преподаватели ГАПОУ «Читинский педагогический колледж» представили методики патриотического воспитания студентов, применение которых способствует гражданскому становлению молодежи. И.А. Бузов, преподаватель истории, возглавляет историко-патриотический клуб «Держава», являющийся формой организации внеурочной деятельности и социализации личности студентов. Участие в работе клуба важнейшее условие формирование главных социально-значимых качеств будущего педагога: гражданской зрелости, любви к Отечеству, ответственности, чувства долга.
А.А. Киргизова, преподаватель музыки, руководитель вокальной студии «Голоса», использует различные форматы музыкальных занятий, тематических праздников, творческих встреч по проблематике патриотического воспитания. Репертуар вокальной студии, сценические костюмы постоянно обновляются. Студенты инициируют инновационные технические и дизайнерские решения при подготовке концертов, конкурсов, спектаклей.
В заключительной части работы секции сформулированы рекомендации о том, что уникальный опыт педагогов, школ, образовательных учреждений среднего профессионального образования должен стать достоянием не только региональной системы образования, но и широко транслироваться на межрегиональном и федеральном уровнях.