Работа секции «Практика героико-патриотического воспитания в условиях проведения СВО»


Модераторы: Полковникова Е.Ю., к.п.н., доцент кафедры педагогики ЗабГУ;
Былков А.В., к.п.н., проректор по НМР ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»;
Капустина И.П., директор ЦОМ кафедры психологии, педагогики и образовательного менеджмента ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»;
Аналитик: Веселова О.В., старший преподаватель ЦОМ кафедры психологии, педагогики и образовательного менеджмента ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».
В рамках Всероссийской научно-практической конференции «XII Забайкальские педагогические чтения “Героико-патриотическое воспитание: опыт, методика, теория. История и современность”, посвященные 80-летию Великой Победы», 25 марта 2025 года на базе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» (ул. Бабушкина 129, ауд.312) состоялось заседание секции «Практика героико-патриотического воспитания в условиях проведения СВО».
Для участия приглашались заместители руководителей, педагогические работники, классные руководители общеобразовательных организаций, а также руководители дополнительных образовательных учреждений. Всего в работе секции приняли участие 25 чел.
А.В. Былков, к.п.н., проректор по НМР ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», начал работу площадки с приветствия и целевой установки по вопросам патриотического воспитания школьников образовательных организаций Забайкальского края, традиций героико-патриотического воспитания.
В ходе работы представлен опыт деятельности образовательных организаций, направленной на совершенствование, накопление и эффективное использование традиций героико-патриотического воспитания; о целенаправленной работе педагогических коллективов, ориентированной на формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну, уважения к ее истории и культуре, готовности к защите Отечества. Участники в своих выступлениях поделились теоретическим, практическим опытом работы героико-патриотического воспитания в условиях проведения СВО.
Л.И. Лопатина, директор МБУДО «Дом творчества детей и взрослых», пос. Приаргунск, представила опыт работы по формированию героико-патриотического воспитания средствами музея в дополнительном образовании. Одной из эффективных и действенных форм героико-патриотического воспитания остаётся музей, который является хранителем истории. Музейная педагогика даёт максимально реализовать способности обучающихся и удовлетворить их интересы, и ставит цель – создание условий для развития личности ребёнка посредством включения её в разнообразную деятельность музея. Это способствует воспитанию уважительного отношения к героическому прошлому, формируют мотивацию на будущую профессию – Родину защищать, и ставить во главу угла такие понятия: Долг, Честь, Память, Отечество.
Опытом патриотического воспитания школьников в волонтерской деятельности поделилась И.А. Пастухова, директор МКОУ «Подойницынская СОШ». Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника, наполнить его жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Волонтерская деятельность направлена на помощь участникам СВО: оказание материальной, гуманитарной, моральной помощи и поддержки военнослужащим, участвующим в СВО.
О патриотическом воспитании обучающихся на примере участия наших земляков, находящихся в зоне СВО, о подготовке к краевому патриотическому форуму «Школа героев» рассказала Ж.А. Подкорытова, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Зоргольской СОШ имени Героя Советского Союза Н.П. Губина с кадетскими классами. Патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях, условиях Специальной военной операции приобретает особое значение. Оно направлено на формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну, уважения к её истории и культуре, готовности к защите национальных интересов.
Г.А. Петрова, учитель иностранного языка МБОУ Вершино-Дарасунской СОШ Тунгокоченского муниципального округа, представила опыт работы первичного отделения «Движения Первых» в области героико-патриотического воспитания. В выступлении были отмечены приоритетные направления в воспитании подрастающего поколения, укрепление ценности гражданственности, уважение к истории и готовности защищать свою Родину. Важную роль в формировании этих качеств играют детско-юношеские организации. Они создают благоприятную среду для развития лидерских качеств, командной работы и патриотического сознания. Одной из таких организаций, заслуживающей особого внимания, является «Движение первых».
С.О. Попова, учитель начальных классов МБОУ СОШ №33, г. Чита, поделилась опытом работы по героико-патриотическому воспитанию младших школьников в контексте современных событий. В рамках героико-патриотического воспитания необходимо использовать разнообразные формы работы: тематические уроки, внеклассные мероприятия, встречи с ветеранами, письма участникам СВО, экскурсии по местам боевой и трудовой славы, участие в волонтерских акциях. Важно вовлекать детей в исследовательскую деятельность, направленную на изучение истории своей семьи, родного края, страны.
Классный руководитель играет ключевую роль в патриотическом воспитании школьников, являясь связующим звеном между семьей, школой и обществом. Он формирует у детей чувство гордости за свою страну, уважение к ее истории, культуре и традициям, отметил в своем выступлении И.Е. Брик, член регионального политсовета Всероссийской политической партии «Единая Россия», депутат Думы городского округа «Город Чита» восьмого созыва, заместитель председателя комитета по вопросам молодежи, образованию, культуре и спорту, преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины МБОУ «СОШ № 55» г. Читы. Через внеклассные мероприятия, беседы и дискуссии классный руководитель знакомит учеников с героическими страницами прошлого, достижениями выдающихся соотечественников и современными вызовами, стоящими перед страной. Он способствует формированию активной гражданской позиции, готовности к защите интересов Родины и участию в ее развитии. Важно, чтобы классный руководитель сам был примером патриотизма. Именно его личный пример, искренность и убежденность формируют у детей истинные ценности и любовь к Отечеству.
О воспитании патриотизма в современном мире, рассказала Л.Б. Романюк, учитель истории СОШ № 27 г. Читы. Воспитание патриотизма в современном мире – задача многогранная и требующая деликатного подхода. Патриотизм сегодня – а осознанный выбор, основанный на знании истории, культуры и ценностей своего народа. Лариса Борисовна рассказала о работе над учебным пособием «Забайкаловедение. История Забайкальского края» для обучающихся 10-11 классов, где есть темы, посвященные СВО. Важно формировать у молодого поколения чувство гордости за достижения страны, но при этом не замалчивать сложные страницы прошлого. Патриотизм – это ответственность за будущее своей страны. Участие в общественной жизни, забота об окружающей среде, уважение к законам и традициям – все это проявления истинной любви к Родине, Отечеству. Воспитание патриотизма должно начинаться с малого: с любви к своей семье, своему городу, своей школе. Патриотизм – это не только любовь к Родине, но и ответственность за её будущее. Поэтому необходимо воспитывать у обучающихся активную гражданскую позицию, готовность к труду на благо общества и участию в решении социальных проблем.
Интересный опыт героико-патриотического и трудового воспитания был представлен представителями МОУ Нарын-Талачинской СОШ Карымского района, Н.В. Стрельникова отметила, что нравственное воспитание, трудовая подготовка всегда сопровождала учебную деятельность школы. Педагогический коллектив поддержал инициативу краевого Попечительского совета и принял участие в проекте «Сады Победы», результатом стали озеленение территории, выпуск книг «Будем помнить», «Дневник солдата». Совместная поисковая работа со школьниками позволила активизировать работу школьного музея, принимать участие в муниципальных и региональных мероприятиях. Многие выпускники школы сегодня участники СВО и участие в муниципальном проекте «Знаете, каким он парнем был!?» стало значимым для старшеклассников. Школа приняла участие в подготовке материалов для выпуска книги о земляках Карымского района «Тунгус». В заключение своего выступления коллеги подарили две Книги Памяти библиотеке института развития образования Забайкальского края и внесли предложение сделать в ИРО выставку книг, альбомов, публикаций, посвященную Году защитника Отечества.
Героико-патриотическое воспитание младших школьников в контексте современных событий – это многогранный процесс формирования личности, осознающей свою принадлежность к великой стране, уважающей её историю и культуру, готовой к защите её интересов. Важно, чтобы дети понимали, что патриотизм – это не только любовь к Родине, но и ответственность за её будущее, отметила Широкова Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ Ушмунская СОШ.
При подведении итогов работы участники секции почтили память своих учеников, родственников, друзей, знакомых, земляков, погибших в зоне боевых действий на СВО, минутой молчания.