РМО по теме «Техники и технологии психолого-социального-педагогического сопровождение семей «группы риска»
Аналитическая справка о проведении регионального методического объединения
В рамках исполнения приказа Министерства образования и науки Забайкальского края от 16 января 2024 г. № 29 «О проведении методических вебинаров для специалистов Службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования Забайкальского края в 2024 году», в соответствии с планом Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», кафедрой психологии и коррекционной педагогики ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края» запланировано заседание регионального методического объединения.
16 мая 2024 г. региональное методическое объединение по теме «Техники и технологии психолого-социального-педагогического сопровождение семей «группы риска» провели представители ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края» и специалисты службы сопровождения Агинского района и пгт. Агинское. Мероприятие проведено для специалистов и кураторов службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования Забайкальского края (педагогов-психологов, социальных педагогов, дефектологов, логопедов, тьюторов, т.е. всех специалистов службы сопровождения).
На вебинар подключились более 40 человек из 8 районов края, активное подключение – это педагоги – психологи из Краснокаменского, Борзинского, Балейского, Хилокского, Забайкальского, Агинского районов, г. Читы, пгт. Агинское.
Спикерами выступили:
- Ортонова Валентина Батомункуевна, руководитель ЦНППМРО ГАУ ДПО «Агинский ИПКСС».
- Очирова Туяна Очировна, педагог-психолог МАОУ «Агинская СОШ № 4.
- Красновская Мария Сергеевна, педагог-психолог МОУ «Орловская СОШ».
- Ринчинова Сэсэгма Балдановна, педагог-психолог МОУ «Агинская СОШ №3».
- Карандаева Марина Николаевна, социальный педагог МБОУ «Амитхашинская СОШ».
- Бороева Мира Дамдиновна, педагог-психолог МАОУ «Агинская СОШ №2».
Открыла региональное методическое объединение Валентина Батомункуевна, представила информацию о специалистах службы сопровождения Агинского района и пгт. Агинское. Акцентировала внимание на том, что в образовательных организациях Агинского района и пгт. Агинское недостаточно специалистов службы сопровождения. В районе имеются школы с большим количеством детей с ОВЗ (14% детей с ОВЗ от общего количества обучающихся составляют дети в Новоорловской и Орловской школах). В пгт. Агинское в АСОШ №4 дети с ОВЗ составляют 17% от общего количества обучающихся, но в данной школе функционирует полноценная служба сопровождения (педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог, логопед, тьютор). Далее были рассмотрены типы семей «группы риска», факторы риска, отрицательно сказывающимся на функциях семьи, цель и задачи психолого-социального-педагогического сопровождения семей «группы риска».
Туяна Очировна Очирова представила опыт реализации фестиваля «Талантливы вместе». При реализации фестиваля проведены новые инновационные формы, предполагающие иной контекст отношений между взрослым и ребенком, когда взрослый организует различные культурные практики: воспитательное событие, мастерские, семейный клуб. Представлены отличные результаты реализации фестиваля в количественном и качественном выражении в видеоролике. Спикер поделилась интересными техниками работы с детьми ОВЗ и их родителями. Особенностью проекта в том, что он объединяет разных ребят, в том числе детей из семей «группы риска». Вместе они учились новому в открывшихся мастерских, дети научились создавать своими руками забайкальские сувениры – картины из овечьей шерсти; побывали на производственных предприятиях.
Мария Сергеевна Красновская представила опыт проведения родительского собрания «Мы – самые близкие люди!» в форме часового общения, где присутствуют родители со своими детьми. При таком формате родители и дети совместно выполняют задания и упражнения, проходят анкетирование. Целью таких часов общения является коррекция отношений родителей и детей-подростков и формирование семейных ценностей.
Ринчинова Сэсэгма Балдановна показала алгоритм проведения консультативной работы с семьями, раскрыла техники составления бесед с родителями. Особое внимание уделила в вопросе консультации родителей по воспитанию и общению с подростками, т.к. на сегодняшний день большинство родителей испытывают затруднения в общении с подростками. Спикер раскрыла как специалисту в консультативной работе определить эффективные стратегии действия родителя в ситуации самоповреждающего поведения ребенка. Показала содержательные памятки с рекомендациями для родителей для эффективного взаимодействия в семье. Провела практическую работу с метаморфическими картами со слушателями вебинара.
Марина Николаевна Карандаева поделилась опытом работы по комплексной программе сопровождения семьей участников СВО «Формирование жизнестойкости», которая состоит из 4 модулей: профилактический (в рамках внеурочной занятости, на классных часах); психологический практикум (проведение занятии для развития межличностного конструктивного взаимодействия, эффективных способов выхода из сложных жизненных ситуаций, саморегуляции и саморазвития эмоциональной сферы личности, формирования жизнеутверждающих установок, активной жизненной позиции); индивидуальная работа классного руководителя с обучающимися, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; повышение психолого-педагогической компетентности родителей через индивидуальные групповые формы работ (тренинг, круглый стол, лектории, практикум). Также отметила, что в Амитхашинской школе педагогический коллектив оказывают материальную помощь участникам СВО (приобретении дров и их расколке). Работает школьный волонтерский отряд из старшеклассников «Юные добровольцы АШР», помогают семьям СВО по необходимости.
Мира Дамдиновна Бороева рассказала о комплексной работе с семьями группы риска (служба сопровождения, администрация школы, классные руководители, учителя- предметники). В работе используют различные методы и приемы, согласно утвержденным программам и годовым планам — это родительские собрания, мастер-классы и классные часы, внеурочные мероприятия и профилактическая работа в режимных моментах и в учебное время, групповые и индивидуальные. Далее она презентовала свой опыт работы по проведению родительского собрания «Будущее начинается сегодня», целью которого является формирование духовно-нравственных ценностей родителей школьников. Со слушателями вебинара была проведена техника «Модель будущего в виде дерева», проведен глубокий анализ по данной технике. По завершению выступления спикер предложила притчу «В прилавке у Бога», которая заставила слушателей погрузиться в собственный внутренний мир и задуматься о поступках.
По окончании мероприятия были подведены итоги работы и проведена рефлексия методом опроса. Слушатели оценили работу спикеров на высоком уровне, отреагировав в чате, что вебинар был продуктивным, полезным и интересным.
Аналитику составила Ортонова В.Б.