Об итогах заседания Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края

Аналитическая справка по итогам заседания Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края

03 апреля 2024 года состоялось плановое заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края, которое проходило в очно-дистанционном формате.

К работе Ассоциации педагогов-психологов подключилось более 60 слушателей из Агинского, Борзинского, Красночикойского, Нерчинского, Хилокского, Карымского, Петровск-Забайкальского Читинского районов Забайкальского края, а также г. Читы, Краснокаменска, пгт. Агинское.

Началось заседание с приветственного слова председателя Ассоциации Портновой Людмилы Константиновны, где она обратила внимание на выступление Президента РФ Владимира Владимировича Путина в ходе встречи с участниками II Конгресса молодых ученых (декабрь, 2022 г.). Отметил  отсутствие внимания со стороны правительства к развитию психологической службы в России и выразил обеспокоенность тем, что в настоящее время данные службы находятся на низком уровне развития, призвал к систематизации работы в этом направлении. Также подчеркнул важность разработки методологической базы и проведения психологической поддержки для беженцев, вынужденных переселенцев, детей и подростков, психологическом сопровождении последствий посттравматического стрессового расстройства у участников вооруженных конфликтов и их семей. Людмила Константиновна подчеркнула, что в связи с указанными заявлениями возрастает объем и сложность работы психолога с участниками образовательных отношений. В Забайкальском крае наблюдается  дефицит специалистов. Проблемой также является и недостаточный опыт педагогов-психологов при оказании психолого-педагогической помощи в ситуации со сложными случаями. Таким образом, для решения обозначенных проблем и востребованности психологической помощи важным элементом профессионального роста психолога является прохождение супервизии для улучшения навыков и уверенности в профессиональной деятельности.

Стало традицией на каждом заседании Ассоциации приглашать победителей, номинантов конкурсов психологической направленности. На этой встрече свои психолого-педагогические практики презентовали участники очного финала Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2024»  лауреаты в номинации «Молодые педагоги-психологи» педагоги-психологи ГУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР» Забайкальского края» Головкова Дарья Константиновна и Пермякова Ирина Александровна.

Дарья Константиновна представила эффективные методы работы с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Рассмотрела методику «Floortime»  Стенли Гринспена, крупнейшего в мире специалиста в области изучения и коррекции аутизма, где целью является объединение терапевтической и коррекционной среды с игровой, это делает её естественной, теплой и безопасной для ребенка.

Рассказала, что на занятиях использует «Матрицу коммуникации», чтобы оценить уровень коммуникативных навыков ребёнка, использует  средства альтернативной коммуникации — систему PECS — коммуникационная система обмена картинками (Энди Бонди и Лори Фрост), интерактивные коммуникационные доски («GoTalk», «Дар») и предметные символы. Отвечая на вопрос о предпочтительности и заинтересованности жюри конкурса материалами конкурсанта, отметила, что именно простота безопасность и эффективность привлекли внимание специалистов.

Пермякова Ирина Александровна презентовала геймификацию, которую эксперт в области геймификации Ю-Кай Чоу рассматривает не как средство детской забавы, а как образовательный инструмент, способный сфокусировать внимание на процессе познания через игровую деятельность. Отметила, что среди технологий, относящихся к геймификации, выделяется работа с интерактивной доской, которые активно используются в дошкольном образовании. Дети успешно взаимодействуют с ее инструментами, занятия продуктивны, интересны и увлекательны. Основными видами геймификации в образовательном процессе для детей дошкольного возраста можно выделить следующие: цифровые приложения – геймы; игры с элементами виртуальной и дополненной реальности; интерактивные доски.

Коллегам были вручены благодарственные письма Ассоциации педагогов-психологов образования, демонстрирующие признательность за профессионализм, участие и поддержку в различных проектах и мероприятиях.

Далее Фурцев Иван Сергеевич, психоаналитик и супервизор, рассказал о супервизии как одном из методов теоретического и практического совершенствования   профессиональных компетенций специалистов в области психологического консультирования. Были предложены профессиональные подходы и методы консультирования и анализа их целесообразности.

Иван Сергеевич считает, что супервизия призвана способствовать профессиональному росту педагога-психолога, психолога-консультанта и психотерапевта, развитию особых навыков и умений, связанных с выработкой рефлексивного и критического отношения к своим профессиональным результатам, а также повышению ответственности специалистов за собственный уровень профессионализма.

Иван Сергеевич поделился информацией о видах и формах супервизии, а также затронул вопросы условиях и процедуре подготовки к супервизии.

Вниманию слушателей была представлена методика И.Ю. Маргошиной по проведению аутовизии, работа с которой, будет способствовать глубине, пониманию и осознанию конструктивной работы с клиентом.

За профессионализм и опыт по востребованным направлениям практической деятельности педагогов-психологов, который позволил расширить и углубить знания, Ивану Сергеевичу было вручено благодарственное письмо от Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края.

Проведенная рефлексия в заключении мероприятия показала заинтересованность и активное участие коллег в процессе обсуждения и обмена опытом. Это свидетельствует о высоком уровне профессионализма и готовности к саморазвитию. Надо также отметить ценные идеи и предложения, которые были высказаны, их позитивное влияние на дальнейшую работу и развитие службы практической психологии образования. Важно подчеркнуть, что такие мероприятия способствуют формированию единой психологической общности и культуры для улучшения качества образования.

Решение:

  1. Инициировать педагогов-психологов к участию в профессиональных конкурсах.
  2. Организация вебинаров, групповых встреч по внедрению метода супервизии в профессиональную деятельность психолога.
  3. Планирование дальнейшей работы Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края с привлечением специалистов из других регионов и ведомств для обмена профессиональным опытом и развития профессиональных компетенций.

Портнова Людмила Константиновна,

доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.психол.н.