О проведении XII районных педагогических чтений по теме: «Театральная и музейная педагогика в воспитании дошкольников»

25 сентября 2023 года на базе МАДОУ детский сад №18 «Журавушка» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» состоялись XII районные  педагогические чтения по теме: «Театральная и музейная педагогика в воспитании дошкольников»,  посвященные Году педагога и наставника и Дню дошкольного работника. 11 участников из ДОУ№4,8,9,10,11,13,18,20 представили свой опыт работы.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания–создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

В последнее время были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда. Но, как бы не менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости необходимы всегда! И, наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиции своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С. Михалков). Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом–это непременно быть интернационалистом. Поэтому, воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Особое значение в ДОУ имеет театрализованная деятельность, которая является еще одним направлением в художественно-эстетическом развитии дошкольников. Разные виды детского театра помогают сформировать модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Театр служит своего рода интегратором для остальных видов искусства. Театр окружает ребенка во всех режимных моментах: непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, поэтому он так естественен для них. Основоположником театральной педагогики был К.С. Станиславский, благодаря ему сформировалась система, основанная на принципах гуманизации, эстетизации, творчества.

Цель   педагогических чтений: 

Презентация современных  воспитательных практик и событий, обеспечивающих результативное и эффективное развитие  дошкольного образовательного учреждения, научного обоснования технологий театральной и музейной педагогики в повышении качества дошкольного воспитания, как в части обязательной, так и в части формируемой участниками образовательных отношений.

Номинации педчтений:

1.Театральная педагогика — ресурс творческой реализации дошкольника.

Тематика театральной педагогики:

1.1. «Театральные куклы» – приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий, как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей, сочинение сценариев, сказок).

1.2. «Мини-музей театрального костюма – как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства.

1.3. «Театральные постановки»

1.4.  «Театральные игры»

2.Мир книги и чтение как ценности воспитания на наследии К.Д. Ушинского.

3.Мини-музей в детском саду в патриотическом воспитании дошкольников.

Тематика мини-музеев.

3.1. «Чудо-дерево» – знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе.

3.2.«Город мастеров» – знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей.

3.3.«Лучший друг» – экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок, о роли собак в жизни человека).

3.4.Мини-музей книги – знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.

3.5.«Игрушки-забавы» – здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ).

3.6.«Мой родной город» – знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе,

создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками.

3.7.«Наша родина–Россия» – знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками.

3.8.Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых

(например, ос, перья).

3.9.«Воинской доблести и славы» и др.

3.10.«Игры музейного содержания»: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, игры-походы. Помимо игр можно использовать такие виды работы, как: заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы; выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.).

4.Картинная галерея в детском саду.

Для слушателей педагогических чтений были продемонстрированы уникальные практики, такие как:

  • «Театральная деятельность — ресурс развития ребенка-дошкольника»;
  • Мини-музей «Русская горница» — создание нового культуросообразного образовательного пространства;
  • «Народный фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников»;
  • Мини-музей-изба, как одно из условий нравственно-духовного развития младших дошкольников»;
  • «Мини-музей «Гураненок», как форма организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»;
  • Мини-музей «Удивительные камни»;
  • Мини-музей – одна из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию;
  • Театральные постановки;
  • Произведения К.Д. Ушинского, как средство трудового воспитания детей
  • «Моя малая Родина – Забайкалье».

Несомненно, представленный опыт будет обобщаться, распространяться и обогащаться новыми идеями.

 Главный специалист КУО    И.В. Петрова