О проведении фестиваля арт-терапевтических практик «Фантазии души»

29 июня 2023 года впервые в Забайкальском крае проведен фестиваль арт-терапевтических практик «Фантазии души».

На мероприятие прибыло более 50 педагогов-психологов из Читы и районов Забайкальского края.

Идея проведения такого мероприятия принадлежит Елене Прокопьевне Пляскиной, председателю регионального представительства Российской арт-терапевтической ассоциации в Забайкальском крае. Организационную и методическую помощь оказали Ганичева Галина Васильевна, директор МАУ ДПО «Городской научно-методический центр» г. Читы и Портнова Людмила Константиновна, председатель Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края.

 

Оксана Геннадьевна Волкова, арт-терапевт в доступной форме акцентировала внимание слушателей на очень важных принципах и методологических позициях арт-терапевтической практики.

А потом началось погружение в сказку. Ольга Валерьевна Тыжинова (психолог, общественный деятель) предложила в качестве символа фестиваля Ехомора, который живет в забайкальских лесах и славится своей непосредственностью, чуткостью и лихим нравом. Звонкий и чарующий голос сказочницы под медитационную музыку завораживал и уносил каждого из участников в загадочный мир, где происходят разные события и душа откликается и вместе с героями радуется, горюет и переживает.

А дальше началось самое, самое …..

Педагоги-психологи разошлись для участия в мастер-классах.

На своем мастер-классе Ольга Валерьевна предложила создать гриб желаний. После краткой инструкции все с увлечением начали мастерить свои изделия, узнавая, что значение грибов в жизни человека очень важно и считается даже, что не человек ищет грибы, а они сами находят, «видят» человека, что они — уникальные создания, не относящиеся в полной мере ни к растительному, ни к животному миру, но взявшие и от того и от другого ровно столько, сколько было нужно. И как существа, в которых соединились свойства двух самых многочисленных земных царств, грибы обладают куда более сильными магическими способностями, чём какое-нибудь растение или зверь.

Батурина Маргарита Евгеньевна, педагог-психолог МДОУ детский сад Звездочка ГО поселок Агинское, победитель конкурса «Педагог-психолог 2019»  п. Агинское показала элементы арт-терапии, направленные на профилактику профессионального выгорания педагогов в образовательной среде ДОУ. При смешивании разных ингредиентов и красок  получались яркие, радужные изображения, свидетельствующие о внутреннем состоянии и творческом выражении себя.

О работе с техниками символдрамы рассказала Соколова Ольга Владимировна, клинический психолог, коуч, бизнес тренер Инновационной клиники «Академия здоровья». Обсуждение образов и процесса их создания позволяют лучше понять себя и других, справиться с симптомами тревоги и стресса или последствиями травмы, развить познавательные навыки и прийти к позитивному, жизнеутверждающему мироощущению.

«Радужные птицы» так назывался  мастер-класс Аленичевой Светланы Владимировны, психолога ГУ ЦППМСП «Дар» Забайкальского края, который заключался в работе с радужным спектром для восполнения ресурсного состояния.

Изместьева Елена Викторовна, читинский художник, член Союза художников России, участник международных выставок провела мастер-класс художника «Мы не одни», на котором участники фестиваля учились видеть в обычной фотографии скрытые образы и используя свою фантазию, воображение, акварельные краски, пастель, кисти дорисовывали их, учились видеть необычное в обычном. Эта техника позволяет работать с бессознательным, выяснять причины, проблемы клиентов и качественно влиять на запрос.

Волокитина Юлия Юрьевна, педагог-психолог первой квалификационной категории МБОУ «Оловяннинская СОШ № 1», волонтер по работе с детьми с ОВЗ продемонстрировала мастер-класс «Помоги себе сам», который позволяет работать с отношениями в образовательных учреждениях через техники психодрамы и сказкотерапии.  Метод психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития его творческого потенциала и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Все участники мастер-класса были активно включены в работу играя определенные роли из сказки «Теремок». Игра начиналась с разогрева, а завершилась шерингом, где участники обменивались чувствами, переживаниями и осознаниями.

Куйдина Мария Валентиновна, педагог-психолог МБОУ «Приаргунская СОШ», гештальт-терапевт провела мастер-класс по проработке жизненных сценариев и расширению зоны осознавания в арт-терапевтическом ключе, где участники работали с мандалой, в гештальт подходе. Мандала в психологии — контейнер эмоциональных состояний. Отличный инструмент для осознавания особенностей психологических процессов, происходящих с человеком в данный момент. Процесс создания мандалы отражает стадии внутренней трансформации и позволяет человеку осознавать, что с ним происходит. Мандалы различаются по типам. Важное значение имеют цвета, которые клиент использует при рисовании мандалы, символы, числа. Участники мастер-класса через свой запрос осваивали данную технику.

Юдина Екатерина, педагог-психолог первой квалификационной категории ГАПОУ «Читинский педагогический колледж» поделилась техниками «Кофе-арт-терапии». Участникам была предоставлена возможность расслабиться через медитацию и визуализацию образа своей мечты.  Психолог рассказала о разных способах использования кофе в рисовании. Самым доступный способ – для взрослых и детей-это рисование кофейным раствором на листе бумаги. Участники встречи сами изготовили краски и приступили к творчеству. Процесс рисования оказался легким и приятным. Терапевтический эффект достигнут благодаря выплеску эмоций на лист бумаги, непринужденному общению и, конечно, аромату кофе.

Участники мастер-класса получили новые знания, позитивные эмоции и ароматные шедевры, сделанные собственными руками.

Пляскина Елена Прокопьевна представила арт-технику «Иероглиф профессионального пути», который позволил каждому участнику фестиваля сформулировать кредо, девиз своего жизненного пути.

В завершении фестиваля участники создали групповую мандалу.

Фестиваль завершился, но осталось ощущение встречи в будущем.

Видеофрагменты с фестиваля

Аналитика: Портнова Л.К., зав. кафедрой психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», Комерова Н.В., методист кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», Воробьева Е.С., преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»