О вебинаре «Современные методы и формы активного взаимодействия с участниками образовательных отношений» 20-21 октября 2022 года

Аналитический отчет о проведении вебинаров
«Психолого-педагогические технологии в реализации рабочей программы воспитания в образовательных учреждениях муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»

20-21 октября 2022 года состоялся краевой вебинар под общей темой «Современные методы и формы активного взаимодействия с участниками образовательных отношений» в соответствии с планом деятельности Региональной общественной организации «Забайкальское педагогическое общество», Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края и ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» (кафедра психологии и коррекционной педагогики).
Онлайн-платформа ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» совместно с организаторами краевого вебинара и комитетом по управлению образованием администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» стала местом обсуждения профессиональных вопросов по формированию и оценке воспитательной системы обучающихся в опыте педагогов-психологов образовательных учреждений муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» в условиях реализации рабочих программ воспитания.
Мероприятие было предназначено для специалистов МОУО, курирующих вопросы организации Службы психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования, методистов-психологов, педагогов-психологов и других участников Служб институционального уровня муниципальных районов Забайкальского края.
Мероприятие стало значимым еще и потому, что мы придали ему межсетевой характер, организовав межрегиональное партнерское взаимодействие с организациями образования г. Иркутска.
Всего в двухдневном мероприятии приняло участие 102 педагогических и руководящих работников ОУ, МОУО.
По традиции, вебинар открыла Портнова Людмила Константиновна, заведующая кафедрой психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», которая обратилась к присутствующим и участникам вебинара с приветственным словом, определила целевые ориентиры вебинара, анонсировала краевые мероприятия Ассоциации педагогов-психологов Забайкальского края, мотивировала на инициативность, мобильность и оперативность в решении вопросов психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.
Петрова Ирина Валерьевна, главный специалист комитета по управлению образованием администрации муниципального района «Город Краснокаменск Краснокаменский район» обозначила приоритеты региональной/муниципальной политики и создания комплекса мер по развитию муниципальной системы организации воспитания и социализации воспитанников, повышению качества воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Отметила, что приказом комитета по управлению образованием 20 августа 2021 года №310 была утверждена Ведомственная программа развития воспитания в муниципальном районе на 2021-2025 годы, которая является стратегическим документом и направлена на создание единого социокультурного пространства на основе взаимодействия систем дошкольного и общего образования, социального партнерства с семьей, с заинтересованными лицами и структурами различной ведомственной принадлежности, с учетом особенностей муниципального района.
Выбор именно этой темы вебинара комитетом по управлению образованием обусловлен ориентирами на нормы Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Муниципальная практика психолого-педагогического сопровождения системы образования по вопросам воспитания опирается на методологические ориентиры отечественной педагогики и психологии: это развитие личности ребенка происходит в деятельности; приоритет духовно-нравственного, ценностного и смыслового содержания в воспитании; развитие личности ребенка рассматривается в контексте сохранения его индивидуальности; утверждается сущность детства как сензитивный период воспитания; провозглашается теория об амплификации (обогащении) развития ребѐнка средствами разных «специфических детских видов деятельности». Была актуализирована роль педагога-психолога в реализации стратегических направлений государства в области воспитания и социализации обучающихся, в реализации актуальных трендов, а также в преодолении рисков и угроз. Сегодня педагог-психолог на передовой, архитектура современного образования изменилась. Нужны активные личностно-ориентированные действия для реагирования на современные вызовы. Таким образом, Ирина Валерьевна сделала акцент на современной роли и места педагога-психолога в реализации рабочей программы воспитания:
1.В формировании уклада проживания Детства, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся.
2.В создании условий для развития и воспитания обучающихся как одного из приоритетных показателей качества современного образования.
3.В поддержке и поощрении педагогов, разрабатывающих инновационные идеи и имеющих лучшие практики в области формирования и оценки воспитательных практик в работе обучающихся ОУ.

В связи с выше обозначенной приоритетностью, в 2022 году в территории была организована серия муниципальных семинаров-практикумов, которые были ориентированы на развитие инновационной деятельности по формированию воспитывающей культурной среды и проводились с целью выявления инновационных практик, показавших эффективность в процессе разработки, апробации и внедрении стратегии воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, формирования банка актуальных методических и дидактических материалов по использованию форм, средств, инструментов воспитательной работы с обучающимися; трансляции лучших воспитательных практик с обучающимися в деятельности как педагогов-психологов, других специалистов, а также управленческих команд и педагогических работников дошкольных учреждений.
Ирина Валерьевна высказала мнение своих коллег о том, что накопленный опыт психолого-педагогических практик с использованием разнообразных технологий, методик и техник работы с участниками образовательных отношений в рамках реализации рабочих программ воспитания, дает право говорить о достигнутых социальных эффектах, основой которых, выступают практико-ориентированная, субъект-субъектная деятельность и профессиональные пробы, как молодых, начинающих педагогов, так и опытных педагогов-психологов. Для достижения технологичности процесса сопровождения, качественного представления опыта работы педагогов-психологов муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» была проведена серьезная подготовительная работа. Информационно-методическим письмом комитета по управлению образованием от 07 сентября 2022 года №3974 были определены требования при подготовке презентационного материала, в котором психолого-педагогические технологии должны быть подчинены основным методологическим требованиям критериям технологичности. Поэтому, в каждом опыте были представлены: 1.концептуальность; 2.системность;3.управляемость;4.эффективность;5.воспроизводимость психолого-педагогической технологии для внедрения в широкую практику.
Отмечается тот факт, что характер технологии, используемой педагогом-психологом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации, предметом психологического воздействия, возможностями самого специалиста и многими другими параметрами. В конце своего выступления Ирина Валерьевна пожелала участникам вебинара найти для себя такие ценностные установки, которые станут мотиваторами на дальнейшее профессиональное развитие и самосовершенствование.
Лаптева Ж.В., педагог-психолог МАДОУ детский сад №9 «Росинка» предложила погрузиться в технологию «Куклотерапия», направленной на формирование жизненных компетенций детей дошкольного возраста с ОВЗ (Авторы технологи: Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна Шишова (руководство по куклотерапии «Дети, куклы и мы»). Отметила, что в настоящее время некоторые дети испытывают трудности в общении, выстраивании коммуникаций друг с другом, так как недостаточно жизненного опыта, примеров и умений для разрешения тех или иных ситуаций. Поэтому, для успешного взаимодействия с детьми требуется посредник, таким посредником может стать КУКЛА.
Дала понятие Куклотерапии – это увлекательная и доступная форма работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личностных отношений детей с проблемами через развитие нравственных чувств и поступков. Жанна Владимировна обратила внимание слушателей на особенности и возможности технологии по ликвидации болезненных переживаний, укреплению психического здоровья, улучшения социальной адаптации, разрешению конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности, по коррекции поведения (демонстративность, негативизм, агрессия). Для более позитивного результата к совместной работе с детьми, с использованием метода куклотерапии продемонстрировала видеофрагмент. Призвала слушателей к активному привлечению родителей для получения ими практических навыков в работе с куклой для расширения информации о ребенке, снятия проблем в общении и в воспитании. Эмоциональная рефлексия с использованием интерактивных средств платформы вебинара позволила установить со слушателями более тесное сотрудничество.
Лончакова Е.В., педагог-психолог МАДОУ детский сад №4 «Тополек»
в рамках встречи представила опыт работы с художественной сказкой, как ресурс нравственного воспитания дошкольников (Авторы технологии у Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Фесюкова).
Елена Витальевна обосновала, что основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста. Через видеофрагмент партнерской деятельности с детьми показала технологичность процесса использования художественных сказок в работе педагога-психолога. Отметила, что важно не только прочитать, рассказать сказку детям, а организовать разнообразные виды деятельности по содержанию сказки от эмоциональных до деятельностных. Показала, как работает «Универсальная схема вариативной работы со сказкой» (по методике Фесюковой Л.Б.).
Елена Витальевна отметила, что работа с художественными сказками, может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, могут проводиться разнообразные упражнения и игры, совместная деятельность, кратковременные образовательные практики, рисование, лепка, конструирование, творческие задания с привлечением семей воспитанников. Также, дала ссылки на методические пособия, которые слушатели могут применить в работе со сказкой. Голосование со слушателями выявило, что материал был полезен, интересен, прост в применении.
Игнатьева Т.М., педагог-психолог МАДОУ детский сад №16 «Дюймовочка» осветила методы и приемы технологии кроссенс, позволяющие формировать мягкие навыки («soft – skills»). Это универсальные социально-психологические качества, которые не зависят от профессии, но непосредственно влияют на успешность человека. К ним относятся коммуникативные навыки, организованность, способность решать конфликты, умение убеждать, работать в команде, адаптивность.
Сделала акцент на основную цель создания кроссенса – это придумывание и решение загадки, головоломки, ребуса. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из серии картинок, символов, каждое изображение, которого связано с предыдущим и последующим по смыслу. Через комментированный видеофрагмент с дошкольниками продемонстрировала возможности технологии и ресурсы для их мотивирования.
При подведении итогов творческой работы со слушателями, использовала методику «Трех вопросов», созданную в Яндекс форме.
В завершении блока психолого-педагогических технологий ДОУ был организован мастер-класс «Мульттренинг в работе педагога-психолога» со слушателями, которые выступили в роли дошкольников и вместе с педагогом-психологом МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка» Гаревских В.С. обсудили, как можно смотреть с детьми мультфильмы, что бы можно было извлечь из этого максимальную пользу для их эмоционального, интеллектуального и личностного развития.
Изюминкой такой работы стала апробация самого распространенного приема «Смысловой треугольник», сущность которого в следующем: просмотр короткометражного мультфильма; проведение обсуждения по сюжету видео; обсуждение аналогичного опыта ребенка (во время обсуждения вопросы касаются трех сфер жизни: эмоции, мысли, действия). Результат тренинга – подведение участников к конкретному выводу, ответу, который они будут использовать в своей практике. Данный прием был наложен на мультфильм «Каким было бы Рождество без любви?». Таким образом, у участников мастер-класса получилась одноименная разработанная техника «Каким было бы Рождество без любви?». Современные дети нуждаются в том, чтобы в «терапевтический» мир кино и книг их провел «сталкер»: тот, кто владеет приемами интерпретации фильмов и книг, кто может провести параллель между сюжетом и ситуацией, героем и его характером или поступком. И дело не только в выборе материала, но и в способности анализировать этот материал профессионально, представлять свою интерпретацию увлекательно, побуждая ребят к самостоятельному пониманию фильмов.
В результате был подведен кульминационный итог через голосование по всей теме вебинара «Психолого-педагогические технологии в реализации рабочей программы воспитания в ДОУ».
Портнова Л.К. подвела итог первому дню вебинара, отметила глубину и содержательность представленных технологий педагогами-психологами ДОУ.

Второй день вебинара был посвящен обсуждению вопросов применения психолого-педагогических технологий в реализации рабочей программы воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Петрова И.В., главный специалист комитета по управлению образованием погрузила слушателей в тему вебинара и обратила внимание на то, что систематическая работа по сопровождению программы воспитания и социализации осуществляется педагогом-психологом в школе через:
— экспертизу воспитательной деятельности с позиций системно-деятельностного подхода;
— участие в проектировании воспитательных мероприятий с последующей супервизией деятельности;
— реализацию развивающих, профилактических программ по отдельным направлениям воспитания и социализации.
Для достижения результатов в процессе экспертизы воспитательных мероприятий и разработки собственных методических продуктов (занятий, видеопособий, методических рекомендаций, мастер-классов с комментированным анализом техники работы и т.п.), педагоги-психологи ОУ придерживаются следующих критериев оценивания:
1. Соответствует ли цель и содержанию занятия (содержательная составляющая воспитания).
2. Есть ли наличие проблемной жизненной ситуации, для решения которой обучающимся необходимо применить полученные знания (контекстная составляющая воспитания).
3. Имеется ли Указание на умения, необходимые для решения проблемы, и на способы действий (компетентностная составляющая воспитания)
4. Имеется ли Наличие форм, способов, инструментов с помощью которых обучающиеся осуществляют поиск способа действия и решение проблемы.
5. Достигнута ли доступность и увлекательность формулировки ситуационной задачи / темы проекта.
6. Описана ли специфика организации деятельности на занятии в очном и/или дистанционном формате.
7. Достигнуто ли качество оформления методической разработки.
Именно такой подход делает профессиональную деятельность педагогов-психологов ОУ эффективной и востребованной.
Чибикова И.Г., педагог-психолог МКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10» познакомила участников вебинара с арт-терапевтической технологией с использованием прозрачного мольберта с детьми ОВЗ, которая может трактоваться как технология психологической коррекции и психокоррекции; технология социально-психологической реабилитации детей и подростков; в целях профилактики эмоциональных нарушений и состояний; как технологией развития.
Профессиональное видение проблем ребенка, умение организовать образовательное и воспитательное пространство для детей, испытывающих проблемы в общении, поведении, грамотно отобрать средства, приемы и техники работы с изо-инструментами, быть наставником, помощником, тьютором в совместной работе – вот основные приоритеты деятельности Ирины Георгиевны. В презентационном видеоролике были показаны различные формы работы: индивидуальная, подгрупповая. Было продемонстрировано пособие «Прозрачный мольберт», который прост в изготовлении и использовании. Может быть переносным, встроенным, мобильным. В работе с семьей воспитанника оказывает благотворное воздействие для совместных занятий, общения, получения положительных эмоций, что наиболее важно для ребенка с ОВЗ. Интерактивное голосование с участниками выявило интерес, удовлетворенность и желание внедрить данную технику в свою работу.
Лиханова О.А., педагог-психолог МАОУ «СОШ№8» представила психолого-педагогическую практику по использованию адаптационных технологий в работе с детьми с трудностями школьного обучения. Отметила, что дезадаптация проявляется у ребенка разнообразно (чаще всего в зависимости от возраста, меняются факторы и симптомы проявления): слабая успеваемость в обучении, либо полное ее отсутствие, нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, нарушения в поведении.
педагогом-психологом разработана психолого-педагогическая программа «С радостью в школу» по профилактике дезадаптации у детей, испытывающих трудности адаптации к школьному обучению. Данная программа рассчитана на 12 занятий и состоит из 4 модулей: 1. Коррекция сенсорных процессов 2. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения 3. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция 4. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
В процессе погружения в практику работы с детьми, Олеся Алексеевна акцентировала внимание участников вебинара на психологические техники, основанные на обучающих играх, с использованием терапевтической игры в сухом бассейне. Терапевтический эффект сухого бассейна, наполненного шариками, достаточно высок. Он служит прекрасным примером неструктурированного игрового материала наряду с водой и песком. В играх ребенку можно позволить по своему усмотрению использовать и шарики, и сам бассейн: с агрессией выбрасывать из него шарики, может перевернуть бассейн, чтобы продемонстрировать свою силу, и т.д. При этом снижается эмоциональное напряжение ребенка. В играх шарики могут заменять реальные предметы: яблоки, мячи, еду, а сухой бассейн может стать и бассейном и озером.
Большой интерес у слушателей вызвало выступление Шестопаловой В.В., педагога-психолога МАОУ «Гимназия№9» о методе арт-терапии нейрографике и показе возможности применения этого метода в школе. Отметила, что возможности нейрографики велики: это развитие творческих способностей; раскрытие природного потенциала, самовыражение через рисунок; развитие мелкой моторики рук; умение управлять своим эмоциональным состоянием; формирование позитивной самооценки, чувство самодостаточности, целостности восприятия себя; чувство уважения и восприятия индивидуальных особенностей окружающих. Метод нейрографики — является инструментом решения психологических задач, снимает внутренние ограничения и прост в использовании. Особенно этот метод эффективен для работы с обучающимися, проявляющие выдающиеся способности и таланты.
Вера Владимировна рассказала, каким образом она применяет этот метод. Поделилась результатами от проведенного семинара – практикума для участников краевого этапа Всероссийской олимпиады школьников. Особенно удалось тренинговое упражнение «Ёлка желаний». Впечатления от эффективности нейрографики в своем интервью поделилась участница тренинга, ученица 11 класса.
Результативность от применения данного метода зависит от профессионализма педагога-психолога, навыков обучающихся и большое желание от взаимодействия двух сторон.
Эмоциональная рефлексия, проведенная с использованием инструмента «Работа на доске» платформы вебинара, вызвала у участников положительные эмоции и удовлетворенность.
На вебинар была приглашена в качестве гостя Ключникова О.В., педагог-психолог МБДОУ №173 г. Иркутска.
В основе концептуальности представленной практики, применяемых социо – игровых технологий, технологий психопрофилактики, психокоррекции, позитивно влияющих на психику ребёнка — опора на научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование взаимообусловленности влияния научной и народной педагогики и психологии. М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н. А. Корф, С. А. Рачинский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Макаренко А.С., П.Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, В. Н. Сорока – Росинский, С.Т. Шацкий, И. Я. Яковлев, В. Шаталов, Б. Никитин, Ш. А. Амонашвили полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её основой, т.к. создана самим народом, в отличие от систем, основанных на абстрактных идеях, или заимствованных у другого народа. Г. Н. Волков впервые ввел в 1972 году в нашей стране термин «этнопедагогика». Её главные черты — любовь к детям, изучение личности ребёнка, умение побуждать его творчество, постоянный поиск, в котором нужно идти за детьми. Характер технологии задаётся проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации, предметом психологического воздействия, возможностями специалиста. Сначала наблюдение в игровой и творческой деятельности, с целью диагностики. Затем коррекция и элементы рефлексии. Ольга Васильевна поделилась целесообразностью сочетания методов, которые отбираются наиболее адекватные. Посредниками всех действий с детьми выступают авторские «волшебные» помощники, способствующие позитивной коммуникации, результативному взаимодействию. В результате, дети позитивно коммуницируют, делают самомассаж, умеют расслабляться, рефлексируют, проявляют эмпатию.
В результате использования технологии социально-психологической реабилитации (перевоспитания) детей и подростков создаётся определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме, адекватной его возрасту и требованиям среды. Это возможно лишь при восстановлении ребенка как субъекта деятельности (игры, особенно с интерактивными «волшебными» предметами) и общения. Социально-педагогическая реабилитация с помощью социо-игровых технологий заключается в преодолении школьных и семейных репрессий по отношению к детям и подросткам; в преодолении абструкции по отношению к ним со стороны сверстников; в коррекции их общения и поведения; в разрешении конфликтных ситуаций.
Посредники всех действий с детьми — это рукотворные интерактивные пособия, игрушки, сделанные своими руками по мотивам народных игрушек и развлечений. Считали, что такая игрушка принесёт ребёнку здоровье и счастье. Ольга Васильевна отметила, что очень успешно это применяла 15 лет назад, взаимодействуя с социальными сиротами в школе – интернате № 46 г. Иркутска. Это и тряпичная кукла, и игрушка за минуту из платка, и умные текстильные мячики – головоломки. Сделанная своими руками кукла дорога и любима. Особенно социальными сиротами, попавшими в трудные жизненные обстоятельства и лишёнными «зонтика безопасности» родного дома. Последние 15 лет ежегодно обогащала свои социо – психологические технологии новыми игровыми пособиями и коммуникативными игротренингами с ними. Разработала программу «Чудеса из платка».
В конструктивном диалоге с участниками вебинара Ольга Васильевна щедро делилась своими идеями, находками, играми и игрушками. Сделала акцент на том, что в настоящее время необходимо возрождать изготовление родной традиционной народной куклы, например, по типу «превращения платка». Эти куклы будут единственными, самыми экологически безопасными, со своей трогательной историей создания. Такая кукла не воспитывает в детях вещизма, а создаёт свой неповторимый образ. Игра, как естественная форма детского существования, ярко отражает внутренний мир личности. С психологической точки зрения народные игры отличает широкая направленность: развивается мышление, активизируется память, внимание, закрепляются навыки общения, формируется эмоциональная сфера, решаются психокоррекционные задачи: замкнутость, гиперактивность, оптимизируются внутригрупповые взаимоотношения.
Большинство народных игр относится к играм с правилами, являясь источником выяснения особенностей межличностных отношений между детьми, их динамики и самым прямым путём к достижению взаимопонимания через игровое действие, особенно с игровыми пособиями для групповых игр – хороводов: «Весёлая каруселька» с лентами, «Солнышко лучистое» или (обруч) с лентами по количеству играющих, крестовина- чебырялка, палочки-моталочки «Поймай рыбку» и «Кто вперёд дойдёт до середины». Для внедрения в практику идей народной педагогики в психолого-педагогические технологии специалист-мастер дала ссылки на уникальные источники:
1.Афонькина Е.Ю., Афонькина А.С. Игры с верёвочкой СПб.: Кристалл, 1997. — 224 с. — (От простого к сложному)
2.Книги Г. Л. Дайн из серии издательский проект «Игрушка в культуре России».
3.Стрельцы-молодцы, бабы-дуры и волшебные узелки Ольги Олонцевой. Серия Секрет мастера Вып. 2 — М., 2021. — 212 с:
В завершении вебинара Портнова Л.К. поблагодарила гостью из Иркутска за возможность прикоснуться к богатейшему опыту мастера, щедрость души и высокий профессионализм и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество в рамках межрегионального взаимодействия на мероприятиях Ассоциации педагогов-психологов Забайкальского края.
Итогом работы двухдневного вебинара стала доброжелательная атмосфера, профессиональный интерес, поддержка инноваций и традиций в психолого-педагогической среде. Считаем, что мероприятие краевого уровня удалось. Спасибо всем участникам за обратную связь, продуктивную работу, позитивное мышление. До новых встреч!!!
С материалами вебинаров можно поработать по ссылкам
https://bbb2.zabedu.ru/playback/presentation/2.3/b2b276b9942381eeff4e77a2aec924343dae99ad-1666244056573
https://bbb2.zabedu.ru/playback/presentation/2.3/b2b276b9942381eeff4e77a2aec924343dae99ad-1666330550305

Аналитику подготовила: Петрова И.В., главный специалист
комитет по управлению образованием администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»