Агрошколам Забайкальского края – быть!
22 апреля 2022 г. в с. Беклемишево Читинского района на базе средней общеобразовательной школы состоялся краевой форум агрошкол Забайкальского края. Инициаторами его проведения стали Минобразования Забайкальского края, Министерство сельского хозяйства Забайкальского края, администрация муниципального района «Читинский район» и региональная общественная организация «Забайкальское педагогическое общество».
Многочисленные гости (руководители агрошкол, организаций дополнительного образования, СПО, высшей школы, сельхозпредприятий Читинского района, депутаты Законодательного собрания Забайкальского края, представители министерств Забайкальского края, органов исполнительной власти и бизнеса). Участники мероприятия из разных районов Забайкальского края и Республики Бурятия обсудили проблемы и задачи развития агрошкол, направления совместной деятельности с сельхозпредприятиями, взаимодействия системы общего образования с учреждениями среднего профессионального и высшего образования, вопросы подготовки специалистов для сельскохозяйственной отрасли, организации собственного дела молодыми специалистами в других значимых отраслях экономики края и их закрепления на местах.
Открытие форума началось с гимна Российской Федерации, выступления ученической производственной бригады «Зоренька» СОШ с. Беклемишево, неоднократного победителя краевых конкурсов слета УПБ и посещения открытой выставки сельскохозяйственной техники школы и сельхозпредприятия ОО «Новое Беклемишево». Экскурсию проводили старшеклассники, которые в основном решили в будущем продолжить обучение в сельскохозяйственном техникуме и Забайкальском аграрном институте. Вниманию гостей были представлены новейшие модели сельхозтехники, которая используется в деятельности ОО «Новое Беклемишево» в посевной текущего года. Показали ребята и свое мастерство по обслуживанию такой техники.
Далее мероприятие продолжилось на трех площадках в учебных классах, где педагоги МОУ СОШ с. Беклемишево продемонстрировали, как агролаборатории по учебным предметам и оборудование, полученное по нацпроекту «Образование», используются на уроках, в т. ч. интегрированных, отметили, что развитие учебно-материальной базы влияет на качество предметной обученности и мотивацию к обучению в школе. Обучающиеся показали хорошие навыки использования цифровых инструментов, возможности оборудования Центров «Точка роста» не только при проведении опытов по физике, биологии, географии, защите исследовательских проектов, но и в повседневной жизни, применении рационализаторских предложений на практике.
Обсуждение направлений деятельности агрошкол, развития агрообразования продолжилось на круглом столе «Школа и производство», модератором которого выступил Зимирев Г.И., председатель региональной общественной организации «Забайкальское педагогическое общество», доцент кафедры управления образовательными организациями ИРО Забайкальского края, к.с.н. Клименко Т.К., и.о. министра образования Забайкальского края, д.п.н., отметила, что форум проходит в новых исторических условиях и 22 апреля 2022 года дан новый старт движению агрошкол Забайкальского края. Татьяна Константиновна представила доклад «Забайкальские агрошколы: история, опыт, перспективы развития», рассказала о деятельности агрошкол Забайкальского края в разное время, основных трендах современного образования, познакомила присутствующих с основными направлениями Комплексной программы развития аграрного образования в Забайкальском крае на 2020-2035гг., поставила задачи перед участниками Программы по ее реализации в современных условиях. В докладе и. о. министра образования прозвучало, что в образовательном пространстве России сельская школа занимает весомое место. Кардинальные изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, не могут не затрагивать школу. Меняется общество, а вместе с ним меняется и школа. Современная сельская школа — это важный компонент общественного организма, который вместе с семьей ответственен за развитие школьников. Школа меняется, как под воздействием социально-экономических условий жизни общества, так и в силу внутренних процессов развития. Сельская школа как открытая социально-педагогическая система всегда осознавала жизненную потребность в установлении контактов между школой и селом, по возможности укрепляла эту связь. Практика показывает, что развитие сотрудничества и социального партнерства — процесс многосложный, двусторонний, длительный, зависящий от многих факторов. Главный из них — инициирующая роль школы. Там, где сотрудничество состоялось и стало нормой взаимодействия школы и села, произошло взаимообогащение друг друга, которое, прежде всего, положительно сказалось на социализации детей, развитии системы образования, повышении имиджа школы и педагогических работников.
И сегодня воочию мы убедились в этом на примере деятельности руководства и коллектива МОУ СОШ с. Беклемишево, тесно сотрудничающих с местным сельхозпредприятием ОО «Новое Беклемишево», родителями своих учеников, учреждениями среднего профессионального и высшего образования. Татьяна Константиновна отметила, что сегодня имеются серьезные кадровые проблемы не только в разных отраслях экономики, но и образовании, поэтому образовательным организациям необходимо продолжить работу по профориентации, начиная с дошкольного возраста, воспитания у обучающихся уважения к разным профессиям, труду. Сегодня можно много говорить о сокращении сектора экономики сельского хозяйства, предприятий, непривлекательности сельскохозяйственных профессий, оптимизации сети, многофункциональности школы, но основными задачами образования на современном этапе в свете развития аграрного образования в крае остаются формирование организационно-правовых и инструктивно- методических документов, развитие форм и механизмов региональной и муниципальной поддержки сельских школ и сельских учителей, восстановление и развитие в сельской школе функции профессиональной ориентации и трудовой подготовки для работы в сельском хозяйстве, повышение практико-ориентированного обучения, максимально приближенного к производству, повышения уровня профессиональных знаний, возможность освоения новых технологий, воспитание у обучающихся уважения к сельскохозяйственным профессиям и желание трудиться в дальнейшем в этой сфере, вовлечение их в профессиональный труд, дальнейшее развитие движения ученических производственных бригад, а также, обмен лучшими практиками, развитие материальной базы агрошкол и социального партнерства. Семь учреждений СПО края и Забайкальский аграрный институт реализуют различные направления аграрного образования. Наша общая задача — координация деятельности через Совет, который предлагаю создать и утвердить его состав в установленном порядке. Министр сельского хозяйства Забайкальского края Бочкарев Д.Ю. акцентировал внимание на развитии разных форм сельхозпредприятий, необходимости создания условий на селе для работы специалистов, сохранении, поддержке и развитии агрошкол, их участии в различных краевых и федеральных проектах, практической реализации Комплексной программы развития аграрного образования.
Тему о сохранении традиций, государственного подхода к решению проблем агрошкол продолжил председатель аграрного Комитета Законодательного собрания Забайкальского края Якимов М.А., обратившись к опыту Красночикойского училища, который в 2000-е годы был примером трансформации школы и производства, и выпускники которого в свое время решили многие кадровые проблемы не только в районе, но и крае. Затронул Михаил Александрович и проблемы деятельности мастеров производственного обучения, участия образовательных организаций в разработке программ агрообразования, развития социального партнерства, необходимости решения данного вопроса на региональном уровне.
Глава муниципального района «Читинский район» В.А. Машуков обозначил заинтересованность в поддержке и распространении практики работы МОУ СОШ с. Беклемишево по подготовке будущих специалистов. Он отметил активную в этом заинтересованность не только педагогических работников школы, обучающихся, но и руководителя местного сельхозпредприятия ОО «Новое Беклемишево» Харитонова Д.Н., который готов оплачивать контрактно-целевую подготовку специалистов аграрной направленности, организовывать в селе новые рабочие места и при поддержке органов власти создавать необходимые условия для закрепления молодых специалистов (агрономов, ветврачей, инженеров и др.) на селе.
Директор Забайкальского аграрного института Борискин И.А., приветствуя участников форума, поблагодарил организаторов за хорошую организацию мероприятия, отметив, что впервые собралось такое высокое представительство обсудить проблемы и перспективы развития агрошкол, аграрного образования. Он поддержал предложение Якимова М.А. и других выступающих о госзаказе по целевой подготовке выпускников школ, обязательству закрепления молодых специалистов в сельской территории, проведении стажировок на предприятиях, предложил дать агрошколам особый статус, поделился опытом взаимодействия Забайкальского аграрного института и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Читы по обсуждаемой проблеме.
В формате видеоконференцсвязи в обсуждении проблем и перспектив развития аграрного образования приняли участие коллеги из Тамбовской области. Директор МАОУ «Татановская СОШ» Илларионова О.П. представила лучшие практики агрошкол Тамбовской области: от идеи – до результата. «Свыше 10 лет назад в школах Тамбовской области начала реализовываться региональная программа обновления агрообразования. Построены новые агрошколы с современным оборудованием и научно- учебными лабораториями. Сейчас эти школы, в которых реализуется агротехнологический профиль, — лидеры образования. Современная сельская школа стремится к развитию образовательной среды, удовлетворению запросов, обучающихся и их семей. Именно командная работа позволит решить многие проблемы агрошкол.», — подчеркнула О. Илларионова.
С интересом участники круглого стола выслушали и обсудили выступления руководителей МОУ СОШ с. Беклемишево Холмогорова Д.Н., к.п.н., Единенской СОШ Оловяннинского района Бальжинимаевой С.Б., ГПОУ «Приаргунский аграрный колледж» Баженовой В.В., директора сельхозпредприятия ОО «Новое Беклемишево» Харитонова Д.Н., депутата Законодательного собрания Вершинина А.С., который затронул вопрос о научном сопровождении агрошкол, отметил интерес к науке в МОУ СОШ с. Беклемишево, где работают педагоги-кандидаты наук.
Не осталась в стороне от обсуждения проблем и перспектив развития агрообразования, деятельности агрошкол делегация руководителей ОО, ученых БГСХА и специалистов из Республики Бурятия. Тимофеев В.Н., руководитель Республиканского эколого-биологического Центра, представитель делегации, отметил позитивную риторику форума, высокое представительство органов власти, сплоченность школьной команды руководства и педагогов МОУ СОШ с. Беклемишево в решении задач агрообразования, ее инициирующую роль в развитии социального партнерства, роль региональной общественной организации «Забайкальское педагогическое общество» в проведении подобных краевых мероприятиях. По мнению гостей, обмен опытом, очные встречи позволяют расширить горизонты профессионального общения и способствуют развитию взаимодействия не только на уровне агрошкол, но между другими субъектами.
Завершился круглый стол обсуждением проекта резолюции краевого форума агрошкол Забайкальского края.
И.П. Капустина, зав. кафедрой управления образовательными организациями, член РОО «Забайкальское педагогическое общество»