«Школьному комсомолу Забайкалья – 100!»

Уважаемые коллеги!

Просим принять участие в проекте «Школьному комсомолу Забайкалья – 100!».

Страницы комсомольской летописи обладают огромным воспитательным потенциалом. Участие в проекте поможет учителям, работникам Домов школьников в формировании нравственных, трудовых и идейно-политических качеств юношей и девушек.

Участники проекта откроют для себя истоки и систему добрых традиций, форм и методов работы комсомольцев.

Наиболее эффективна в воспитании поисковая деятельность, которая позволяет ребятам сердцем прикоснуться к судьбам разных поколений. Хотелось бы напомнить: очень ценная, любая находка воспринимается как видимый итог, как конкретный результат. Но гораздо важнее для воспитания, какой след она оставит в душе ребёнка. Важен сам процесс поиска, во время которого будет возникать, особенно при встречах с комсомольцами разных поколений. Любая находка увлекает, зовёт дальше. А беседа с интересным человеком открывает много нового, неожиданного.

В данном обращении хочется дать несколько советов по организации поисковой деятельности. Юным краеведам недостаточно указать тему и дать задание. Очень важно, чтобы они знали, что собирать и как собирать. Для этого следует провести с поисковыми группами практические занятия, на которых необходимо рассказать и показать, как документально оформить собранный материал, как правильно записать воспоминание, рассказ, оформить переданный предмет. Руководителям поисковых групп следует терпеливо учить краеведов не только методике сбора и обработке материалов, но и умению беседовать с людьми. При этом важно соблюдать алгоритм действий:

  1. Привлекать учащихся к активному поиску поможет задание написать комсомольскую биографию семьи. Пусть ребята напишут о времени и делах комсомольцев, когда их родные носили комсомольский значок.
  2. Юным краеведам необходимо назвать тему и дать задание. Сообщить, что большой интерес могут представлять такие реликвии, как знамёна, флажки, вымпелы, дневники, альбомы, газеты и журналы, плакаты, афиши, мандаты, билеты, листовки, удостоверения, фотографии, документы, значки и т.д., которые ещё хранятся в семьях.
  3. При работе с найденными материалами следует установить и записать следующее:
    • кто изображен на фотографии (кому принадлежит документ, значок и т.д.);
    • его отношение к изображаемому событию (какое событие отражает);
    • какую роль сыграл этот человек в изображаемом событии и в истории края в целом;
    • когда и кем сделан этот снимок (получен документ, значок и т.д.);

 

  • от кого получена фотография (документ, значок и т.д.);
  • как фотография попала к этому человеку;
  • фамилия и имя краеведа, который приобрел данную фотографию (документ, значок и т.д.), когда и как.

К сожалению, из-за неумелого, небрежного хранения часть собранного материала может быть утеряна, или «молчать».

  1. Следует предостеречь тех, кто только начинает поиск от довольно распространённой ошибки, когда краеведы обязательно ищут первых, только первых. Конечно, тем, кто начинал, было нелегко. Их имена для нас святы. Но ведь и у последующих поколений было немало сложного, интересного и полезного.
  2. Посоветуйте начать поиск у себя дома, расспросить родных и соседей. Дети буквально откроют рядом с собой интересных людей, хранителей славных комсомольских традиций.
  3. Нужно заранее помочь ребятам продумывать серию наводящих вопросов, иначе многое может быть упущено или забыто.
  4. Нам представляется необходимым разговор с юными краеведами о том, чтобы они обязательно учитывали состояние и занятость собеседников. Когда люди спешат или заняты (даже по хозяйству), они вряд ли смогут дать полный и доброжелательный ответ. Нужна спокойная обстановка, время для неторопливого разговора.
  5. Не лишними будут советы о тактичном обращении с просьбой поведать о пионерском детстве. Нам приходилось сталкиваться с бестактным поведением подростков, когда они, столпившись у двери, со смехом спрашивали у открывшего деда: «У вас есть первые пионеры?». И нередко люди отказывались разговаривать с бесцеремонно ведущими себя ребятами, так обрывалась цепочка поиска.
  6. Ещё важнее научить юных краеведов обрабатывать записанные воспоминания, чтобы не искажались имена, фамилии, даты, факты. Желательно черновик беседы аккуратно переписать, уточнить и дать на подпись собеседнику. Тогда запись станет первоисточником.
  7. Иногда ветеранов подводит память. Детские впечатления, отделённые десятилетиями, могут оказаться не совсем точными. Чтобы не допускать подобных ошибок и не тиражировать их, желательно все поступающие записи и воспоминания перепроверять. Необходимо уточнять события и проверять их историческую достоверность по разным источникам, по архивным документам.
  8. Категорически запрещается делать вырезки из книг, газет или журналов. Их желательно сканировать или перефотографировать.
  9. Учет и хранение материалов — это очень важные вопросы в поисковой деятельности. Юные краеведы должны обеспечить правильную сохранность экспонатов. Исходя из этого, в школьных уголках, музеях лучше хранить фотокопии документов, материалов, оригиналы представляющие большую научную ценность, передавать в государственные, народные краеведческие и другие музеи.

Для более целенаправленного поиска мы решили предложить задания, от которых можно оттолкнуться и пойти своим путём, воссоздавая вечно юную историю комсомола:

Событие Задание
В    ноябре    1925    в    комсомольских       ячейках насчитывалось более 13 тыс. чл., среди них 41% рабочих, 52 % крестьян, 7 % интеллигенции и учащейся молодежи Установите были ли такие ячейки в вашем населённом пункте. Из кого они состояли? Были ли среди них

школьники? Проследите их судьбу.

Весна 1929 года. Комсомол области принимает активное участие в колхозном движении. Какое участие в колхозном движении

принимали комсомольцы-школьники вашего села, посёлка, деревни?

В 1930-е годы комсомольцы приняли участие в строительстве   Балейского,   Шерловогорского и Хапчерангинского ГОКов, Читинской ТЭЦ, мясокомбината, Шумиловского и Дарасунского рудоуправлений и др., Разыскать материал об учащейся молодёжи – участниках этих событий, запишите воспоминания о их

деятельности

1939 год. По призыву обкома ВКП(б) за полтора года молодежь области проложила заново и очистила 789 км оросительных каналов, построено и отремонтировано 83 моста, 158 плотин, 74 пруда и водоемов, подготовлено к орошению 41000 га пашен и сенокосов Установите, коснулись ли эти события вашего населённого пункта. Соберите материал, как о событии, так и об учащейся молодёжи – участниках этих событий, запишите

воспоминания об их деятельности

Июнь 1941 года. В военкоматы Читинской области поступило свыше 25 тысяч коллективных и индивидуальных заявлений об уходе на фронт. Сколько выпускников-комсомольцев 1941 года вашей школы ушло на

фронт? Проследите их жизненный путь.

1941 г. – май 1945 года. За время войны Читинская комсомольская организация

направила в ряды армии 126000 человек, из них более 40000 комсомольцев. Из 64 Героев Советского Союза нашей области 25 — воспитанники областной комсомольской организации.

Сколько выпускников-комсомольцев вашей школы ушло на фронт? Есть ли среди них Герои Советского Союза? Проследите их жизненный путь.
В марте 1943 года комсомольцами и молодежью Читинской области были собраны средства на постройку танковой колонны «Комсомолец

Забайкалья» состоявшей из 11 машин Т-34, и самолет «Читинский школьник»

Кто из комсомольцев-школьников принимал участи в этом мероприятии? Как это происходило?
В годы войны в Забайкальском крае работали госпиталя Выясните, был ли госпиталь в вашем населённом пункте. Какое участие в работе госпиталя принимала учащаяся молодёжь. Запишите воспоминания об

этом событии.

 

24 октября 1948 года. На Всесоюзном комсомольском воскреснике участвовали десятки тысяч комсомольцев. Соберите материал об этом событии. Какое участие приняли во Всесоюзном воскреснике

комсомольцы вашей школы?

С     марта     1951     Читинский     обком ВЛКСМ организовал   печатный   орган   – газету «Комсомолец Забайкалья». Установите, публиковались ли в

«Комсомольце Забайкалья» и других изданиях материалы о комсомольцах вашей школы.

1955 год. По призыву ЦК КПСС на работу в сельское хозяйство по комсомольским путевкам выехало более 5000 юношей и девушек. Соберите материал об этом событии. Какое участие приняли в нём комсомольцы вашей школы?
В 1955 по призыву ЦК КПСС на работу в с. х. по комсомольским путевкам выехало более 5 тыс. юношей и девушек, был создан целинный

совхоз «Приаргунский».

Найдите их воспоминания, проследите их жизненный путь.
Комсомольцы,  пионеры  и школьники Читинской области участвовали в движении «Мой труд вливается в труд моей республики». Соберите материал об этом движении. Какое участие приняли в нём

комсомольцы вашей школы?

В канун открытия 18-го съезда ВЛКСМ на строительство БАМа  направлен   отряд «Читинский комсомолец». Установите, были ли среди членов этого отряда выпускники вашей школы. Запишите воспоминания

участников этого события.

Комсомольцы участвовали в строительстве КСК, Жирекенского ГОКа, клинической больницы на 1000 коек, Харанорского угольного разреза. Получали ли комсомольские путёвки выпускники вашей школы? Найдите участников этих событий и запишите воспоминания, проследите их

жизненный путь.

В 70-80-е годы прошлого столетия именно молодежь Агинского округа стала инициатором движения «После школы – в колхоз». Далеко за пределами округа и области гремела слава

комсомольско-молодежных овцеводческих бригад Цокто-Хангила.

Соберите материал об этом движении. Найдите участников этого события и запишите воспоминания, проследите их жизненный путь.
Комсомол шефствовал над пионерами Соберите материал об этом. Запишите

воспоминания

Комсомол большое внимание уделял спорту, военно-патриотическому      воспитанию  (в т.ч.ГТО, военно-спотривная игра «Орлёнок») Соберите материал об этом. Запишите воспоминания.

 

Мы предложили лишь некоторые страницы комсомольской летописи для организации поисковой работы. Их можно и нужно расширить.

Нелегко приходилось комсомольцам в годы коллективизации. Они создавали агитбригады и агитповозки, уговаривали родителей вступать в колхозы, помогали коммунарам на полях.

Особое значение имела помощь школьных комсомольцев в трудные годы битвы с фашизмом. Комсомольцы сороковых годов могут поведать об огромной помощи госпиталям, о сборе тёплых вещей для эвакуированных детей, о посылках на фронт, о сборе средств на вооружение и т.д.

Свои, и немалые заслуги есть у комсомольцев пятидесятых, шестидесятых и семидесятых годов, поэтому, воссоздавая историю комсомольского движения, впитывая лучшие традиции поколений, следует вести разговор о делах, которыми жила и утверждала себя комсомольская организация на протяжении многих десятилетий.