IV Забайкальские педагогические чтения

28 марта 2017 года РОО «Забайкальское педагогическое общество», психолого-педагогический факультет и кафедра педагогики Забайкальского госуниверситета, Институт развития образования Забайкальского края провели IV Забайкальские педагогические чтения «Управление системой образования Забайкальского края: история и современность». Педагогические чтения 2017 года были посвящены памяти В.Д. Васильева – руководителя системы образования Читинской области в 1950-е-1970-е годы.

В работе педагогических чтений приняли участие более 200 человек из 17 муниципалитетов края (Агинский район, пгт. Агинское, Балейский, Газимуро — Заводский, Карымский районы, гор. Краснокаменск и Краснокаменский район, Забайкальский, Борзинский, Оловяннинский, Ононский районы, г. Петровск — Забайкальский, Приаргунский, Шилкинский, Чернышевский, Улётовский районы, г. Чита, Читинский район).

С приветствием к участникам педагогических чтений обратились: ректор Забайкальского государственного университета, д.т.н. С.А. Иванов, ректор Смоленского гуманитарного университета, д.п.н. Н.Е. Можар, заместитель министра образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, к.п.н. Н.М. Шибанова, председатель Забайкальской краевой организации Общероссийского профсоюза образования, к.с.н. Н.И. Окунева.

С докладами на пленарном заседании выступили Л.А. Скиданова «О некоторых подходах к управлению системой образования в Читинской области в 50-е – 90-е годы XX столетия», к.п.н. Б.Б. Дамбаева «Вопросы подготовки и повышения квалификации кадров управления Забайкальского края», к.п.н. Н.И. Трушакова «Управление муниципальной системой образования на современном этапе», Т.А. Гарбуз «От эффективного управления к успешной школе (из опыта работы управления малочисленной городской школой)», д.п.н. Т.К. Клименко «Границы и горизонты воспитания: об управлении воспитанием в современных условиях», к.с.н. Н.И. Окунева «Роль профсоюза в государственно-общественном управлении образованием», Л.М. Корчагина «О родословной В.Д. Васильева».

Во второй половине дня работало 9 секций: «Управление дошкольной образовательной организацией» (руководитель Улзытуева А.И., д.п.н., Лысикова Т.С.), «Методическая работа и сетевое взаимодействие в общеобразовательной школе» (руководитель Порш Л.А., к.ф.н.), «Организационно-педагогический аспект подготовки проблемных педсоветов» (руководитель Зимирев Г.И., к.с.н.), «Конфликты в школе: способы решения». (руководитель Грешилова И.А., к.ф.н., Бояркина М.В.,к.п.н.,), «Руководитель в школе: технология успеха» (руководители: Титова Е.Г., Безродных Т.В., к.п.н.), «Управление процессом социализации и воспитания» (руководители: Яхина С.А., Козлова Н.Н., к.п.н.), «Управление дополнительным образованием» (руководитель Эрдынеева К.Г., д.п.н.,), «Управление профессиональным образованием» (руководитель Алёшкина Т.В., к.п.н.), «Управление профессиональным педагогическим образованием» (руководитель Рогова А.В., д.п.н.).

В работе секций приняли участие 148 человек, выступили с сообщениями и докладами 100 человек.

Формат работы всех секций позволил всем участникам включиться в обсуждение проблем, заявленных в программе педагогических чтений, задавать вопросы выступающим, обсуждать актуальные проблемы управления образованием на разных уровнях.

Особую тональность проведенным педагогическим чтениям придали активное участие в них ветеранов педагогического труда, погружение современных управленческих проблем образования в исторический контекст, признание ценности накопленного прошлыми поколениями управленческого опыта для развития современной системы образования.

Зимирев Г.И., председатель Правления РОО ЗабПО .

Секция «Управление дошкольной образовательной организацией»

В работе секции участвовали 22 чел., из них 9 студентов психолого-педагогического факультета (направления «Педагогическое образование»).

Было заслушано 7 докладов, отражающих современные тенденции развития дошкольного образования. Руководителями секции была организована дискуссия, в которой приняли активное участие все присутствующие. Были обсуждены такие вопросы, как повышение культуры представления инновационной деятельности; социального партнерства; вариативных форм организации дошкольного образования; проблемы повышения качества дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.

Предложено в рамках вузовских конференций и традиционных педагогических чтений РОО ЗабПО привлекать специалистов из области дошкольного и начального образования к совместному диалогу для решения проблем преемственности и повышения качества дошкольного образования.

Руководители секции: Улзытуева А.И., д.п.н., Лысикова Т.С.

Секция «Методическая работа и сетевое взаимодействие в общеобразовательной школе»

В работе Секции 2 «Методическая работа и сетевое взаимодействие в общеобразовательной школе» приняли участие специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители образовательных организаций края, педагоги — всего более 20 чел. Секция рассмотрела 9 выступлений, в которых авторы раскрывали разные аспекты методической работы в современных условиях: обновление организационных форм и направлений   содержания, использование новых технологий организационно- методического сопровождения образовательной деятельности.

Формат работы секции позволил всем участникам включиться в обсуждение   представленной информации, задавать вопросы выступающим, обсуждать актуальные проблемы методической работы в контексте реализации ФГОС общего образования, ФГОС обучающихся с ОВЗ.

В завершении работы секции было высказано единодушное мнение участников о том, что состоялся интересный и полезный разговор специалистов, который продолжится в стратегических командах, методических объединениях, творческих группах образовательных организаций.

Руководитель секции: Порш Л.А., к.ф.н.

Секции «Организационно-педагогический аспект подготовки проблемных педсоветов», «Конфликты в школе: способы решения»

В работе объединенной секции приняли участие 38 человек, в том числе директора и заместители директоров школ Забайкальского края. Было заявлено 15 докладов (по двум секциям), выступили 10 человек. Каждый из докладов имеет собственное содержательное наполнение, связанное с опытом педагогической деятельности выступающих и заслуживает внимания.

Большое внимание было уделено организации проблемных педсоветов.

Выступили Т.В. Алексеева (гимназия №4 г. Читы), Садаева Д.Б. (Ясногорская СОШ), Попова В.В. (Маккавееевская СОШ), Зубарева М.Ю. (СОШ №1 пос. Дарасун), Патрушева Е.В. (Целиннинская СОШ).

Каждое образовательное учреждение имеет свою специфику и традицию подготовки педсоветов, активно используются в ходе их проведения групповая работа, дискуссии, мозговые атаки. Особое внимание обращается  на создание творческой комфортной атмосферы для членов педагогического коллектива, необходимость анализа противоречий и проблем в деятельности педагогических коллективов.

Опыт решения конфликтов в школе был представлен теоретическими материалами, а также практикой разрешения конфликтов в школах с учетом деятельности школьной службы примирения, комиссии по разрешению споров между участниками образовательных отношений. Выступили представители СОШ №6 г. Читы И.И. Гагарова, Т.Ю. Курапова, Досатуйской СОШ – Н.М.Балагурова, СОШ№15 г. Борзя — Н.В. Котлярова, СОШ№13 г.Хилка – Гайдукова Л.И.

Выступления характеризовались элементами обмена опытом, подкрепляемого мультимедиа-презентацией и использованием интерактивных форм. Участниками секции было задано 27 вопросов. Принято решение: рекомендовать к опубликованию все доклады с условием доработки текста статей и корректировки их названий.

Руководители секции: Бояркина М.В., к.п.н., Зимирев Г.И., к.с.н.  

Секция «Руководитель школы: технология успеха»

В работе секции участвовали 35 человек, заслушано 9 докладов, из них иногородних участников – 4. Представлен опыт работы по проектам и программам развития (Мамонтова И.Г., Репина И.Г., Бронникова Г.А.), по использованию современных управленческих технологий на примере SWOT-анализа (Наледин А.А.), информационной культуре руководителя (Малолыченко Т.П., Шипицына Л.А.). Рассмотрена специфика управления в условиях сельской малочисленной школы, городской гимназии, учреждения дополнительного образования (Никулина Л.Г.). Представлена критика процесса оптимизации в Забайкальском крае, связанная с экономией средств, сокращением персонала, качеством и объемом предоставляемых услуг в сфере образования (Ольховская О.А.).

По результатам работы секции принято решение о продолжении сотрудничества кафедры педагогики ЗабГУ, ИРО и др. образовательных организаций в аспекте повышения качества современного образования.

Руководитель секции: Безродных Т.В., к.п.н..  

Секция «Управление процессом социализации и воспитания»

Тематика секции была посвящена актуальным вопросам педагогики, образования. Рассмотрены понятия социализации, воспитания, развитие индивидуальности. Участники секции рассматривали вопросы управления процессом социализации и воспитания. Раскрыты вопросы организации внеурочной и внешкольной деятельности в условиях ФГОС ООО, СОО (Замешаева А.А.). Показана система работы по формированию демократического уклада школьной жизни, развития ученического самоуправления (Костюк Л.Ю.).

Выступления Весниной Н.А., Софроновой Л.В. были посвящены взаимодействию директора школы, учителей, детей, родителей в вопросах воспитания. Представлена уровневая модель взаимодействия с родителями.

Обсуждены проблемы конструктивного взаимодействия всех объектов образования в вопросах социализации и воспитания и профилактике девиантного поведения обучающихся.

В выступлении С.Н. Кирильчук (СОШ№20) раскрыты формы работы семейного клуба «Вместе», главной целью которого является психологическая и социально-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии, учитель отмечает, как они влияют на развитие творческого потенциала детей и их родителей, на активное включение в продуктивную деятельность всего школьного коллектива.

Вопросы нравственного воспитания освещены в сообщениях С.С. Щербаковой, А.Г. Сапожниковой, показана событийность этой работы.

Отмечено заинтересованное отношение к выступлениям всех участников, потому что каждый показал позитивный опыт своей работы по воспитанию и социализации детей.

По просьбе участников секции Т.К. Клименко рассказала о своей поездке в Сколково и о проектах будущего, с которыми там знакомили. Это — стратегия «Голубого океана», проекты «Хайперлуп», «Джоуль», «Бионический человек», «Биокапсулы».

Участники секции выразили общее мнение, что необходимо представить этот материал более широкой аудитории, через выступления на ТВ, в печати, на радио, на педагогических советах и совещаниях.

Модераторы секции: Козлова Н.И., к.п.н., Яхина С.А.

Секция «Управление дополнительным образованием»

В работе секции приняли участие 18 человек, 10 — из других вузов и организаций г. Читы. С докладами и презентациями выступили 13 человек.

Цель проведения секции – концентрация, систематизация и распространение научных, образовательных и воспитательных идей, исследований и технологий по управлению дополнительным образованием.

В обсуждении докладов приняли участие: Эрдынеева К.Г., д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики; ЗабГУ Доржиева Л.А., канд. пед. н., начальник отдела воспитания, дополнительного образования, Минобразования Забайкальского края; Бикеева Т.В., директор МБУ ДО «Дом детского творчества №2»; Попова Л.В., зам. директора по учебной работе МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества»; Онучина О.М., зам. директора по инновационной деятельности МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».

Участники конференции имели возможность обменяться мнениями, задать вопросы, выступить с комментариями, высказать собственную позицию. Всеми участниками были отмечены социальная значимость и необходимость подобных встреч.

Руководитель секции: Эрдынеева К.Г., д.п.н.

Секция «Управление профессиональным педагогическим образованием»

В работе секции «Управление профессиональным педагогическим образованием» приняли участие 16 человек: руководители и преподаватели педагогических колледжей г. Читы, г. Сретенска, г. Балей, пос. Агинское.

Участники секции обсудили актуальные вопросы управления педагогическими колледжами, основные перспективные направления развития колледжей. Основные вопросы в работе секции: управление социокультурной образовательной средой педагогического колледжа, новые подходы к подготовке педагогических кадров, внедрение стандартов WorldSkillsRussia в образовательный процесс, реализация электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в процессе подготовки педагогических кадров, содействие успешной адаптации выпускников педагогического колледжа к реалиям педагогической деятельности в школе.

Проведена большая поисковая работа для раскрытия аспектов управленческой деятельности директоров колледжа в разные периоды их деятельности, дана оценка роли директора колледжа в создании и развитии традиций образовательного учреждения на современном этапе. Представлены научные и методологические основания перспективных направлений развития современного педагогического образования.

В работе секции приняла участие член РОО ЗабПО Н.В. Гуськова, которая поблагодарила всех выступающих и отметила преемственность деятельности руководителей в управлении учреждениями, выявлении и обобщении лучших педагогических практик. Руководитель секции — д.п.н. А.В. Рогова, подводя итоги работы секции, отметила актуальность обсуждаемых проблем, научность содержания и практическую значимость большинства представленных докладов.

Спиридонова А.В., к. культурологии., Махабадарова Р.А., к.п.н.

Секция «Управление профессиональным образованием»

На секции «Управление профессиональным образованием» приняли участие представители шести образовательных учреждений края. Обсуждены актуальные вопросы развития профессионального образования в крае. В ряде сообщений были представлены модели сетевого взаимодействия (ЧПК, суворовское военное училище МВД России), особенности воспитательной работы в ссузах, работа по обучению студентов с ОВЗ, роль движения   WorldSkills, конкурсов профессионального мастерства и др.

Махабадарова Р.А., к.п.н.